<< Главная страница

Классификация издержек обращения

Издержки обращения торговых предприятий классифици­руются по:
участию в образовании стоимости.
По этому признаку все издержки обращения делятся на чис­тые и дополнительные.
Чистые издержки обращения — это затраты торговых пред­приятий, которые, являясь общественно необходимыми, не­производительны по своей сути. Существование чистых издер­жек обращения обусловлено тем, что процесс доведения това­ров до потребителя производится путем купли-продажи и сме­ны формы стоимости. К чистым издержкам обращения торго­вых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских опе­раций и др.
Дополнительные издержки обращения — это затраты тор­говых предприятий, которые обусловлены продолжением про­цессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.
В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чис­тых и дополнительных издержек обращения. Но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что существует тен­денция постепенного уменьшения доли дополнительных и воз­растания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что при наличии насыщенного рынка важ­нейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей. Соответственно, более бы­стрыми темпами возрастают расходы, направляемые именно на совершенствование процесса обслуживания, т.е. возрастает доля чистых издержек обращения в общей их сумме;
подотраслям деятельности.
По этому признаку можно выделить издержки обращения:
розничных торговых предприятий;
оптовых торговых предприятий;
предприятий массового питания.
Классификация издержек обращения по подотраслям дея­тельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфи­ка хозяйственной деятельности предопределяет высокий уро­вень издержек, как правило, на предприятиях массового пита­ния, а наиболее низкий — на предприятиях оптовой торговли. Различия торговой технологии детерминируют различия в со­ставе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только издержки обращения, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значитель­ной степени предопределяют разницу в подходах к ценообра­зованию;
выполняемым задачам.
По этому признаку все издержки обращения можно разде­лить на операционные и административно-управленческие.
Операционные издержки обращения — это расходы торго­вых предприятий, которые связаны с осуществлением основ­ной деятельности, т.е. обусловлены непосредственным продви­жением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.
Административно-управленческие издержки — это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью ап­парата управления, т.е. обусловлены организацией хозяйствен­ной деятельности конкретного предприятия. К административ­но-управленческим издержкам относятся расходы по заработ­ной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировкам и др.;
способу распределения по товарным группам.
По этому признаку все издержки обращения торговых пред­приятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).
Прямые издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть от­несены к определенной товарной группе без дополнитель­ных расчетов.
Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся до­кументов невозможно отнести к определенной товарной груп­пе, вследствие чего их распределяют между товарными группа­ми после предварительных расчетов;
степени зависимости от изменений объема товарооборота.
По этому признаку все издержки обращения делятся на ус­ловно-переменные и условно-постоянные.
Условно-переменные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых уменьша­ется с изменением объемов товарооборота. К условно-пере­менным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др.
Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается по­стоянной при изменении объемов товарооборота. К услов­но-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спец­одежды, расходы на рекламу и др.
Деление издержек на переменные и постоянные в значи­тельной мере является условным, так как учитывает влияние только одного фактора: изменения объема товарооборота. Од­нако на величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, поэто­му характер их изменения может быть различным в зависимос­ти от конкретной ситуации;
видам затрат.
Данный признак классификации издержек обращения яв­ляется основным. По этому признаку затраты торговых пред­приятий можно разделить на следующие укрупненные группы:
оплата труда работников торговых предприятий;
оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, свя­зи, коммунального хозяйства);
материальное потребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии);
материальные потери (убыль и потери товаров);
другие расходы (подготовка кадров, охрана труда и соци­альное страхование).


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout