<< Главная страница

Задачи и методы анализа и оценки товарооборота


Задачи анализа товарооборота:
изучение динамики показателя;
анализ и оценка ассортиментной структуры;
определение и оценка факторов, влияющих на объем и струк­туру товарооборота;
анализ товарооборачиваемости.
Методы анализа:
построение динамических рядов;
использование относительных и средних величин;
сравнение;
индексный метод;
построение трендовых и регрессионных моделей динамики;
цепная подстановка;
балансовая увязка показателей;
построение графиков и др.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравни­вают с плановыми показателями и с показателями (базисны­ми) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопостав­ления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов:
индекс физического объема товарооборота (Iф);
индекс товарооборота в фактически действовавших (теку­щих) ценах (Iт);
индекс цен (Iц).
Индекс физического объема товарооборота характеризует вли­яние изменения количества и структуры реализованных това­ров на динамику показателя.
Индекс рассчитывают по формуле:

где   цена i-го товара в базисном периоде;
 — цена i-го товара в отчетном периоде;
 — количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;
 — количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;
i — вид товара;
п — число видов товаров.
Индекс товарооборота в фактически действовавших (теку­щих) ценах отражает изменение совокупной стоимости продан­ных товаров за анализируемый период. На состояние показа­теля влияют два фактора — количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:

Использование индекса цен в анализе товарооборота в усло­виях заметного влияния инфляционных процессов на эконо­мическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обес­ценения денег и роста цен, приобретает исключительное зна­чение. Индекс цен показывает изменение совокупной стои­мости определенного количества товаров в течение рассматри­ваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле:

Между рассмотренными индексами существует математи­ческая зависимость:

Пример.
Исходная информация для расчетов
Показатели Базисный Отчетный период период Объем реализации товара "А", шт.
200 300 Объем реализации товара "Б", шт.
100 50 Продажная цена товара "А", млн. руб.
5 6 Продажная цена товара "Б", млн. руб.
8 12 Рассчитаем:
индекс физического объема товарооборота Iф == (5 х 300 + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055;
индекс товарооборота в фактически действовавших (теку­щих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800) = 1,333;
индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = (2400 : 1900) = 1,263.
Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемы­ми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263.
Способом цепной подстановки можно определить степень влияния на объем товарооборота отдельных факторов: количе­ства реализованных товаров и изменения цен на них.
В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 — 1800).
За счет изменения реализации товаров товарооборот увели­чился на 100 млн. руб. ():
в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 — 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение -400 млн. руб. (8 х 50 — 8 х 100).
За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн. руб.
() в том числе по товару "А" — на 300 млн. руб. (6 х 300 — 5 х х 300), по товару "Б" — на 200 млн. руб. (12 х 50 — 8 х 50).
Для наглядности сведем полученные данные в таблицу:
Влияние отдельных факторов на изменение объема товарооборота
Факторы Товар "А"
Товар "Б"
Итого Изменение объема реализации Изменение продажных цен Итого +500 +300 +800 -400 +200 -200 +100 +500 +600 Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структур­ных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных то­варных групп. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потре­бителей и оказывают определяющее влияние на формирова­ние заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout