<< Главная страница

Содержание процесса планирования

Процесс планирования представлен на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Процесс планирования
Исходным пунктом стратегического планирования является аналитическая работа. На этом этапе не только исследуются сложившиеся тенденции, но и разрабатываются прогнозы раз­вития основных факторов, определяющих результаты деятель­ности предприятия.
Общая оценка экономической ситуации производится на основании следующих показателей:
изменение реальных доходов населения;
темпы инфляции;
состояние потребительского рынка;
динамика и структура экспорта-импорта товаров;
конъюнктура рынка непродовольственных товаров;
конъюнктура рынка продовольственных товаров и др. Кроме того, необходимо провести ряд специальных иссле­дований состояния и перспектив развития локального потре­бительского рынка, входящего в сферу интересов предприятия. Первостепенное значение имеет определение потенциальной емкости рынка, покупательских предпочтений, конкурентной среды.
Другой важный аспект анализа — оценка ресурсных воз­можностей, причем как поставщиков производственных ком­понентов (в первую очередь потребительских товаров), так и самого предприятия. Ресурсные возможности предприятия в основном определяются его финансовым состоянием, кадро­вым потенциалом и уровнем развития материально-техничес­кой базы.
В отдельных случаях существенную роль играют:
пространственные ресурсы (характер торговых залов, склад­ских и других производственных помещений, особенности тер­ритории вокруг предприятия, состояние коммуникаций и дру­гие возможности расширения);
ресурсы организационной системы управления (гибкость управляющей системы, скорость прохождения управленческих воздействий);
информационные ресурсы (наличие информации о постав­щиках, конкурентах, финансовых структурах, потенциальных покупателях, самом предприятии; возможности расширения информации, повышения ее достоверности).
Поскольку, как уже указывалось, к обязательным элемен­там рыночных отношений относится наличие конкуренции, при определении главной цели и выборе стратегии ее достижения следует учитывать влияние конкурентов на результаты деятель­ности предприятия. Это влияние может проявляться двояким образом:
с одной стороны, имеется возможность сотрудничества, на­пример в согласовании профиля предприятий, их направлен­ности на определенный сегмент рынка;
с другой стороны, нельзя не учитывать вероятность усиле­ния рыночных позиций конкурентов за счет улучшения уров­ня обслуживания покупателей, внедрения новых эффективных технологий продвижения товаров на рынок, получения более дешевых источников ресурсного обеспечения и др.
Заключительный этап анализа — изучение возможности по­вышения эффективности хозяйственной деятельности, т.е. улуч­шения соотношения между результатами и затратами: оценка производительности труда работников торговых залов, степе­ни использования торговых площадей, рациональности исполь­зования складских и служебных помещений, размеров издер­жек обращения по статьям расходов, доходности каждой ас­сортиментной позиции, эффективности материального стиму­лирования сотрудников.
Указанные направления анализа отражают общий подход к планированию хозяйственной деятельности торговых предпри­ятий в условиях переходного периода. Определить конкретное содержание аналитической работы для гипотетического пред­приятия так же невозможно, как найти два предприятия с иден­тичными условиями функционирования. Большую помощь в области как методологии, так и специальных исследований может оказать отдел маркетинга, наличие которого на крупных предприятиях является необходимым. Небольшие предприятия, решающие рассматриваемые вопросы, могут обратиться в спе­циализированные консалтинговые фирмы или принять в штат выпускников торговых факультетов высших учебных заведений.
Следующий этап стратегического планирования после ана­лиза целей и выбора стратегий их достижения — разработка целевых программ, содержащих мероприятия, позволяющие практически реализовать конкретную стратегию деятельности. Количество программ, одновременно осуществляемых на пред­приятии, как показывает опыт, не должно превышать 3—5.* * Конкретное количество программ во многом определяется объемом хозяйственной деятельности предприятия, сложностью его управленчес­ких структур, возможностями привлечения необходимых ресурсов для выполнения программ, квалификацией кадров и степенью отождествле­ния их личных интересов с интересами предприятия.
Наиболее часто возникает необходимость в разработке про­грамм, связанных с повышением рентабельности, проведени­ем технического перевооружения, созданием автоматизирован­ной системы учета и управления, совершенствованием техно­логии обслуживания покупателей.
Процедуры создания целевых программ достаточно подроб­но рассмотрены в имеющейся литературе.* Несмотря на неко­торые различия в этих процедурах, общим для них являются: описание предприятия; количественная оценка ожидаемых ре­зультатов, необходимых ресурсов и на этой основе ранжирова­ние мероприятий; временная оценка выполнения мероприя­тий; состав исполнителей с указанием ответственных за кон­кретные участки работы; организация контроля.
* См., например: Целевые комплексные программы развития производ­ства. — Киев, 1986; Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. — М.,1989.
Особое место среди целевых программ занимают так назы­ваемые ситуационные программы, наличие которых обуслов­лено неопределенностью экономических процессов при ста­новлении рыночных отношений. Такие программы разрабаты­ваются с учетом вероятности возникновения той или иной про­гнозируемой ситуации. Иными словами, следует иметь пакет программ, начало реализации которых является реакцией пред­приятия на существенные изменения внешней среды или ре­зультатов работы (снижение рентабельности предприятия ниже определенного уровня, повышение цен отдельными поставщи­ками выше установленного предела и др.). Создание ситуаци­онных программ, конечно, требует затрат, но своевременно при­нятое рациональное решение, а главное, его практическое осу­ществление — важный фактор успеха на рынке и надежная гарантия сохранения и укрепления экономических позиций.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout