<< Главная страница

Рынок

Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элемен­том товарного хозяйства является рынок.
В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, что нередко во многом зависит от цели проводимого исследования. Например, американский ученый Роджер Вод, автор объемного труда по проблемам политичес­кой экономии, дает такое весьма своеобразное толкование по­нятия "рынок": "Сфера, где покупатели и продавцы отдель­ных товаров находятся в таком тесном информационном об­щении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в гра­ницах всей этой сферы".* В этом определении акцент сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем на его сущности как экономической категории. Филип Котлер, из­вестный специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок — это "совокупность существующих и потенциаль­ных покупателей товара".** Подобное утверждение не вызывает возражений, если, конечно, рассматривать рынок лишь как место реализации маркетинговых устремлений производителей товаров и услуг. Во многом схожа трактовка рынка в популяр­ном учебнике "Экономикс": "Рынок — это институт или меха­низм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".*** * Waud R.N. Economics. N.Y., 1989. P. 42.
** Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1990. — С. 54.
*** Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и полити­ка. — М., 1992. —С. 61.
Согласно современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, ры­нок — это "совокупность конкретных экономических отноше­ний и связей между покупателями и продавцами, а также тор­говыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных от­ношений и обеспечивающая обмен продуктами труда".* В уз­ком смысле рынок — это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.
* Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. — М., 1995. — С. 95.
Общепризнанными характерными чертами рыночных отно­шений в условиях свободной экономической деятельности яв­ляются:
добровольность;
возмездность;
эквивалентность;
свободный обмен информацией.
Хозяйственный механизм рыночной модели экономическо­го развития состоит из трех основных элементов: предложе­ние, спрос, цена. Содержание, взаимосвязи и взаимное влия­ние этих составляющих рассмотрены в главе 2. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, "вечным двигателем", питательной средой жизнедеятельности рынка, — конкуренция.
Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора эко­номических решений участниками рыночных отношений в ус­ловиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Не­обходимые предпосылки возникновения конкуренции:
• наличие достаточно большого числа независимо действу­ющих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;
• отсутствие преград (экономических, юридических, поли­тических, социальных) для мобильности ресурсов (материаль­ных, финансовых, трудовых);
• доступность информации, генерируемой рынком (за ис­ключением информации, составляющей коммерческую тайну): о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.
Основными факторами, определяющими размах конкурен­ции в сфере обращения, являются:
• совокупность условий экономического, юридического и социального характера, обеспечивающих покупателям возмож­ность выбора магазина в зависимости от цен, качества товаров, уровня обслуживания;
• количество поставщиков и их способность диктовать свои условия;
• конкуренция внутри отрасли между существующими ком­паниями;
• появление на рынке новых торговых предприятий. Очевидно, что от обоснованности выбора рыночной ниши зависит степень влияния названных факторов на напряжен­ность конкурентной борьбы.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout