<< Главная страница

Основные показатели современного состояния потребительского рынка

В условиях экономической нестабильности в стране, рефор­мирования отношений собственности и ряда других макроэко­номических факторов, определяющих параметры функциони­рования национального хозяйства, ситуация на потребитель­ском рынке значительно изменилась.
К особенностям состояния рынка переходного периода мож­но отнести:
в области предложения —
• устойчивую тенденцию спада товарного производства в отечественной промышленности и сельском хозяйстве, усилен­ную структурным характером процесса;
• сокращение поступления товаров по межправительствен­ным соглашениям из стран СНГ;
• незначительный объем закупок по импорту за счет цент­рализованно выделяемых валютных средств;
• заметный недостаток предложения дешевых товаров мас­сового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и детских товаров;
• снижение качества товаров, в том числе импортных; появ­ление на рынке множества фальсифицированных товаров;
• относительную насыщенность рынка потребительских то­варов;
в области спроса —
снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения;
• резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по структуре по группам населения, имеющим различный среднедушевой доход.* * Перераспределение спроса в сторону товаров первой необходимости для основной массы населения с одновременным появлением слоя на­селения с высокими и сверхвысокими доходами, предъявляющего спрос на дорогостоящие качественные товары.
Анализ диспропорций, возникших в процессе развития по­требительского рынка, выявил их прямую связь с процессом экономических реформ. С одной стороны, количество това­ров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупатели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок.
Определяющее значение при формировании цен на товары имеют не столько потребительские качества товаров и общест­венно необходимые затраты на их производство, сколько усло­вия приобретения и доставки товаров на рынок продавцами.
Таким образом, насыщение и стабилизация положения на рынке стали во многом определяться действиями оптовых по­средников, их количеством и организационно-экономически­ми условиями деятельности.
Специфической чертой современного этапа переходного периода является наличие так называемого неорганизованного рынка (в том числе и "челночного бизнеса"). О его важной роли в формировании товарного предложения свидетельствует тот факт, что в 1994 г. оборот от неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольствен­ных рынках составил 82 400 млрд. руб., или 38,6% от общего объема розничного товарооборота во всех каналах реализации.* Более того, за 1991—1994 гг. сложилась, как видно на рис. 2.4, устойчивая тенденция его роста.
* См.: Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госком­стат России. — М.,1995. — С.108.

Рис. 2.4. Динамика доли неорганизованной продажи това­ров в общем объеме розничного товарооборота, %
В 1995 г. в сфере обращения на самостоятельном балансе числилось 85,1 тыс. различных торговых предприятий и 8,9 тыс. предприятий общественного питания. Среднесписочная численность работников составляла соответственно 2545 и 387 тыс. человек. В негосударственном секторе было занято 83% от общего числа торговых предприятий, в том числе в розничной торговле — 84%, в общественном питании — 75%.
Процесс приватизации государственной собственности в отраслях народного хозяйства получил наибольшее развитие в сфере обращения — в 1995 г. лишь 13% розничного товарообо­рота приходилось на предприятия государственной торговли. Темпы расширения негосударственного сектора в торговле при­ведены на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Распределение розничного товарооборота по формам собственности, %
Особенности переходного периода нашли отражение в ди­намике основных показателей, характеризующих изменение состояния товарного рынка за последние годы. Одним из важ­нейших показателей является розничный товарооборот (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
 Динамика розничного товарооборота во всех каналах реализации*
Показатели 1991 1992 1993 1994 1995 Розничный товарообо­ 529 5600 58762 213430 553 466 рот, всего, млрд. руб.
Сводный индекс потре­ 2,6 26,1 9,4 3,2 2,3 бительских цен (в ра­ зах к предыдущему году) Индекс физического 129 125 127 127 118 объема розничного товарооборота (1985= 100%) Доля продовольствен­ 47 55 45 46 48 ных товаров,% Доля непродовольст­ 53 45 55 54 52 венных товаров, % * Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. — М.: Логос, 1996. — С. 316—317.
Данные таблицы свидетельствуют об устойчивой тенденции падения уровня жизни населения в 1991—1995 гг. — индекс физического объема розничного товарооборота в 1995 г. сни­зился по сравнению с 1991 г. на 11 пунктов. Из рассматривае­мых пяти лет самым трудным оказался 1992 г., что нашло отра­жение в структуре потребления продовольственных и непро­довольственных товаров. Это единственный год, когда затраты на продукты питания достигли своего пика — 55% от общих расходов.
Важным показателем состояния потребительского рынка является коэффициент насыщенности розничной торговли, который рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к обще­му числу обследуемых городов* (рис. 2.6).
* Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С. 112.

Рис. 2.6. Коэффициент насыщенности розничной торговли (включая рынок), %
Приведенные данные свидетельствуют о высоких темпах насыщения рынка. Если, по данным экспертов, в 1992 г. про­довольственные товары отсутствовали в каждом втором из 130 обследуемых городов, то спустя всего 2 года — лишь в 15 горо­дах. Наличие непродовольственных товаров на рынке 92% об­следованных городов в 1995 г. по сравнению с данными 1992 г. (70%) позволяет, кажется, сделать вывод, что эта рыночная ниша на данный момент практически заполнена. Однако детальное изучение вопроса показывает сохранение напряженности в обеспечении населения основными товарами (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
 Уровень наличия основных потребительских товаров на предприятиях розничной торговли в 1995 г. (°/о)*
Январь Декабрь
Продовольственные товары:
говядина 41 55 животное масло 54 82 растительное масло 69 83 яйца 58 62 сахар 60 85
Непродовольственные товары:
куртки мужские 68 69 костюмы мужские 52 59 пальто женские демисезонные 56 57 полуботинки мужские 59 68 сапоги женские демисезонные 74 64 * Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996.—С. 320.
Из таблицы следует, что население еще имеет проблемы в приобретении говядины, яиц, а также ряда промышленных товаров первой необходимости.
Отмечается нарастающее усиление зависимости потребитель­ского рынка от импортных товаров, что проявляется в сниже­нии в общем объеме реализации доли товаров, производимых в России (табл. 2.3).
В 1995 г. в общем объеме товарных ресурсов поступление по импорту составило 54%. Поскольку оплата импортных поста­вок происходит в значительной степени за счет доходов от ре­ализации за рубежом минеральных продуктов, металлов, дра­гоценных камней и изделий из них, а экономическое состоя­ние этих отраслей имеет тенденцию к сокращению объемов добычи и переработки, то решение проблемы расширения оте­чественного производства товаров народного потребления имеет первостепенное значение.
Таблица 2.3.
Структура товарных ресурсов розничного товарооборота, %*
1994г.
1995 г.
Всего товарных ресурсов 100 100 В том числе:
собственного производства 52 46 поступление по импорту 48 54 * Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996.—С. 320.
Падение уровня жизни населения нашло отражение и в предъявляемом спросе на продукты питания (табл. 2.4).
Таблица 2.4.
 Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах всех категорий (в среднем на члена домохозяйства в год; кг)*
Продукты питания 1991 1992 1993 1994 1995 Мясо и мясопродукты 65 58 57 58 53 Молоко 348 294 305 305 249 и молочные продукты Яйца, шт.
229 243 236 210 191 Рыба и рыбопродукты 14 12 11 9 9 Картофель 98 107 112 113 112 Овощи и бахчевые культуры 87 78 77 71 83 Хлебные продукты 101 104 107 101 102 * Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996. — С. 316—322.
За 1991—1995 гг. качество питания населения заметно ухуд­шилось. Сократилось потребление таких важных в жизнедея­тельности человека продуктов, как рыба, яйца, молоко, фрук­ты — соответственно на 35,7, 16,6, 28,5 и 14,3%.
Низкий платежеспособный спрос основной массы населе­ния выразился и в стремлении восполнить ежедневный раци­он за счет наиболее дешевых продуктов — картофеля и хлеба. Потребление картофеля возросло на 14,3%, а потребление хле­бопродуктов после "всплеска" в 1992—1993 гг. стабилизирова­лось в 1994—1995 гг. примерно на одном уровне.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout