<< Главная страница

Спрос

В условиях рыночных отношений проявлением потребнос­тей людей в каком-либо товаре является спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Под этим термином понимается количество товара, ко­торое потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени.
Среди факторов, влияющих на величину, структуру и дина­мику спроса, доминирующее значение имеют рыночная цена товара и покупательная способность потребителя. Весьма су­щественно влияют на спрос и такие факторы, как уровень и соотношение розничных цен на продовольственные и непро­довольственные товары, состав семьи, местность проживания, реклама, веяния моды и т.д.
Графически связь между величиной спроса и ценой товара при фиксированной сумме средств, выделяемых на потребление, можно выразить через так называемую кривую спроса (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Кривая спроса
На рисунке видно, что с увеличением цены единицы товара при прочих равных условиях уменьшается количество приоб­ретаемых товаров, т.е. снижается потребительский спрос. По­добную зависимость называют законом падающего спроса.
Способность спроса повышаться или понижаться под воз­действием изменений определяющих его факторов называется эластичностью спроса. Для измерения степени влияния како­го-либо фактора на спрос используют коэффициент эластич­ности спроса — процентное изменение одного признака (аргу­мента, Y) при увеличении на 1% другого признака (фактора, X). Один из распространенных вариантов математической формы записи коэффициента эластичности (Э) имеет следующий вид:

где  — прирост спроса;
 — прирост факторного признака;
Y — базовый показатель спроса;
Х — базовое значение факторного признака.
При Э < 1 спрос считается неэластичным, т.е. изменение условий на рынке оказывает незначительное влияние на предъ­являемый спрос. Наиболее типичный случай — спрос на пред­меты первой необходимости (мыло, зубная паста, основные продукты питания).
При Э > 1 спрос является эластичным. Например, увеличе­ние доходов оказывает решающее влияние на рост доли расхо­дов на предметы длительного пользования (мебель, телевизо­ры, стиральные машины).
При Э = 1 возникает так называемый унитарный спрос — изменение рыночного фактора сопровождается адекватным изменением спроса. Такая ситуация возможна, когда при росте цен, скажем, в два раза спрос вдвое сокращается.
Положительное значение коэффициента эластичности ха­рактеризует прямую связь между фактором и спросом — при увеличении факторного признака спрос растет. Отрицательное значение коэффициента эластичности характеризует обратную зависимость.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout