<< Главная страница

ГЛАВА 2 ПОТРЕБНОСТИ — ИСХОДНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Потребности. Спрос. Предложение. Конъюнктура рынка. Основные показатели современного состояния потребительского рынка Потребности Общественные потребности, возникновение которых обу­словлено общественным развитием и связано с необходимо­стью создания условий для функционирования общества и обес­печения жизнедеятельности его членов, состоят из двух взаи­мосвязанных частей:
потребности общества;
личные потребности.
Потребности человека порождены самой его организацией как социально-биологического существа, поскольку без непре­рывного удовлетворения разнообразных потребностей жизне­деятельность людей невозможна. Первоосновой, побуждающей индивидуума к деятельности, является удовлетворение той или иной потребности.
Существуют различные классификации потребностей. На­пример, всемирно известный американский социальный пси­холог А. Маслоу считает, что человеческие потребности можно расположить в следующем иерархическом порядке:
физиологические потребности;
потребности в самосохранении;
потребности в любви;
потребности в уважении;
потребности в самоутверждении.* * См.: Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практи­ка. — М.,1989.— С. 192.
Заслуживает внимания и его замечание относительно появ­ления каждой новой потребности только после предваритель­ного удовлетворения (не обязательно полностью) предыдущей.
К. Маркс, классифицируя потребности по их функциональ­ному назначению, разделял их на физические, интеллектуаль­ные и социальные.* * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.— С. 243—244.
От удовлетворения физических потребностей человека (ко­торый должен есть, пить, иметь жилище и одеваться, чтобы быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством) зависит его жизнедеятельность как биологического существа. Иными словами, физические потребности являются самыми насущными.
Уровень и состав физического потребления — материаль­ная основа определенного образа жизни, формирующая требо­вания к социальным и духовным потребностям.
Степень развития личного потребления отражает состояние производительных сил и развития производственных отноше­ний, поскольку объем и структура личного потребления харак­теризует возможности участия индивидуума в общественном хозяйстве, т.е. его профессиональную подготовку, интеллекту­альный потенциал и пр.
Потребности как система характеризуются единством лич­ных и производственных экономических потребностей, при котором личные потребности являются целью общественного производства, а производственные экономические потребнос­ти — средством ее достижения.
С позиций концепции маркетинга заслуживает внимания определение потребности, данное Ф. Котлером, как нужды, т.е. ощущаемого человеком недостатка чего-либо, принявшего специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.* * Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.,1990. — С. 47.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout