<< Главная страница

Торговое предприятие

Диалектический метод познания предполагает выделение в объекте исследования — сфере обращения — первичного эле­мента. Его изучение позволяет, применяя метод научной аб­стракции, осмыслить логику развития всего объекта как со­ставной части экономической системы. Таким первичным эле­ментом можно считать торговое предприятие.
Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельно­стью, осуществляющее продвижение товаров от производите­лей к потребителям посредством купли-продажи и реализую­щее собственные интересы на основе удовлетворения потреб­ностей людей, представленных на рынке.
С позиций общесистемного подхода* принципиальной осо­бенностью предприятия торговли как открытой системы явля­ется присутствие человека в качестве активного элемента сис­темы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматривае­мой системы особых свойств:
• нестационарность отдельных параметров и стохастичность (вероятностный характер) ее поведения;
• уникальность и неопределенность поведения системы в конкретных условиях при одновременном наличии у нее пре­дельных возможностей, определяемых имеющимися ресурса­ми и структурными связями;
• способность к самоорганизации, что выражается через:
способность изменять свою структуру, сохраняя целост­ность, и формировать варианты поведения;
способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и генерировать неэнтропийные тен­денции (развития);
способность адаптироваться к изменяющимся условиям;** способность и стремление к формированию целей внутри системы, к целеобразованию.
* См., например: Валуев С.А., Волкова В.И. Системный анализ в эконо­мике и организации производства. —Л., 1991; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. — М.,1989.
** Адаптивность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним воздействиям, нарушающим нормальное функционирование системы, но и к управляющим воздействиям, что затрудняет управление системой.
Названные свойства находят выражение в процессе хозяй­ственной деятельности торгового предприятия (рис. 1.1).
Торговое предприятие
С одной стороны, торговую деятельность предприятия обу­словливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию не­обходимы квалифицированные кадры, товары, технические ре­сурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, инфор­мация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое. С другой стороны, торговому предприятию необходимо вый­ти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.
Собственно торговая деятельность отражена в функциях торгового предприятия.
На рис. 1.1 указаны также направления распределения и ис­пользования прибыли как завершающей стадии кругооборота процесса торговой деятельности — уплата налогов, возвраще­ние кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов и на­правление средств на развитие предприятия.
Как правило, предприятия классифицируются по размеру в зависимости от численности работников. Например, в США предприятия, находящиеся в индивидуальной (единоличной) собственности, разделены на 5 групп: наименьшие (с числен­ностью занятых от 1 до 24 человек), малые (25—99 человек), промежуточные (100—499 человек), крупные (500—999 чело­век) и крупнейшие (свыше 1000 человек). Правда, в США су­ществует и ограничение на объем деятельности: предприятие оптовой торговли относится к категории малого бизнеса, если его годовой оборот не превышает 18 млн. долл. В розничной торговле и сфере обслуживания этот лимит равен 5 млн. долл.* * См.: Введение в рыночную экономику/Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Ни­кулиной. — М.,1994. — С. 252.
Согласно российскому законодательству к малым относятся предприятия, численность работников которых не превышает 25 человек.
Критерием классификации торговых предприятий на малые, средние и крупные группы может быть показатель "глубина акционирования". К акционерным относятся предприятия, основанные в результате объединения имущества, капитала собственников путем продажи ценных бумаг. Под термином "глубина акционирования" понимаются три возможных состо­яния торгового предприятия с точки зрения значимости на рын­ке ценных бумаг, в зависимости от которых оно относится к той или иной группе (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Группа торговых предприятий Отношение к акционированию Отношение к рынку ценных бумаг Малые Средние Большие Не акционерное Акционерное Акционерное Нет Нет Акции котируются на фондовой бирже К малым относятся предприятия торговли, находящиеся в частной или семейной собственности, предприятия, функцио­нирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере (коммандитных), а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.
Организационно-правовая форма предприятий среднего раз­мера — это акционерное общество.
К большим относятся торговые предприятия, акции кото­рых котируются на фондовой бирже.
Организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг, в том числе акций торговых пред­приятий, одной из функций которого является установление их рыночной стоимости, позволяет определить круг крупных предприятий отрасли. Примером могут служить котировки ак­ций таких торговых организаций, как АО "Государственный универсальный магазин (ГУМ)", АО "ЦУМ".
Предлагаемый показатель на современном этапе процесса перехода к рыночным отношениям имеет в основном теорети­ческое значение, но по мере приближения экономической сис­темы к равновесному состоянию рыночной модели он будет все более приобретать прикладной характер.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout