<< Главная страница

Лизинговые услуги

Лизинговые операции — это сдача в долгосрочную аренду машин и оборудования. К началу 80-х гг. продажа лизинговых услуг на мировом рынке получила очень широкое распростра­нение. В 56 странах мира уже действовало свыше 700 междуна­родных лизинговых компаний, оперирующих большим числом товаров, начиная от мелкого конторского оборудования и кон­чая целыми заводами.
Современный рынок лизинговых услуг характеризуется раз­нообразием форм лизинга и юридических норм, регулирую­щих арендные операции, высокой динамикой его показателей, быстро расширяющейся географией заключаемых сделок.
Лизинг может быть разделен на две основные группы: фи­нансовый и оперативный, хотя могут быть и смешанные вари­анты.
Финансовый лизинг — это сдача в аренду главным образом средств производства или крупных изделий машиностроения (транспорт, комплектное оборудование) на длительный срок. При этом заключается соглашение, предусматривающее выплату в течение аренды сумм (арендных отчислений), покрывающих полную или большую часть стоимости арендуемого оборудова­ния, а также прибыль арендодателя.
По истечении срока действия аренды арендуемое оборудо­вание может быть возвращено арендодателю или куплено у него по остаточной стоимости; может быть также заключено новое соглашение на аренду данного оборудования.
Характерная особенность финансового лизинга — невозмож­ность расторжения договора в течение основного срока арен­ды.* * Срок, необходимый для возмещения расходов арендодателя, который включает затраты на приобретение оборудования, выплату процентов и другие финансовые, накладные, страховые издержки арендодателя.
В финансовом лизинге всегда участвуют три стороны: арен­датор, арендодатель и поставщик оборудования. Арендодатель исполняет чисто финансовые операции. Он заключает договор о лизинге с арендатором и контракт на закупку оборудования с поставщиком. В обязанности арендатора входят выбор постав­щика, оборудования, его приемка и все формальности, с этим связанные, поэтому арендодатель не несет ответственности за работу оборудования и не предоставляет соответствующих га­рантий. Арендатор сам осуществляет техническое обслужива­ние и ремонт оборудования.
Арендаторами в финансовом лизинге чаще всего являются мелкие и средние предприятия, промышленные компании ре­гиона, транспортные и торговые фирмы. Большинство арендо­дателей в силу чисто финансового характера такой аренды — это дочерние фирмы банков и других кредитных учреждений. Успешно работают в сфере финансового лизинга независимые лизинговые компании — дочерние фирмы крупнейших торго­вых домов, располагающие большими кредитными ресурсами.
Для СЭЗ развитие этой области услуг интересно в двух ас­пектах: импорт лизинга и его экспорт. Преобладание того или иного направления зависит от типа зоны и уровня развития в ней производительных сил.
Наибольшее распространение такая форма услуг может по­лучить в торгово-складских зонах, включая свободные порты, свободные таможенные и беспошлинные зоны, а также в рекреа­ционных, туристских, страховых, банковских и других зонах.
Оперативный лизинг в отличие от финансового имеет более короткий срок аренды — обычно короче амортизационного пе­риода изделия. Поэтому арендные ставки здесь выше. Дело в том, что арендодатель, не имея гарантий, за один срок аренды пытается полностью окупить затраты, учитывая возможные коммерческие риски, что ведет к повышению цен на лизинг. В соглашении на оперативный лизинг участвуют две стороны: арендатор и арендодатель. Арендодатель осуществляет техни­ческое обслуживание и прочий уход за сданным в аренду обо­рудованием. Ответственность за порчу или утерю имущества, сдаваемого в аренду, несет в основном арендодатель. Договор аренды может предусматривать и ответственность арендатора, но ее размер обычно значительно меньше первоначальной цены имущества. По окончании установленного срока аренды иму­щество обычно возвращается арендодателю, который затем либо продает его, либо повторно сдает в аренду другому клиенту. Такой порядок позволяет арендатору избежать рисков, связан­ных с владением имуществом (быстрым моральным устарева­нием, снижением рентабельности вследствие изменения конъ­юнктуры рынка и др.), или прямых и косвенных непроизводительных затрат, чаще всего вызываемых ремонтом или просто­ем техники.
Арендаторы предпочитают оперативный лизинг в случаях, если:
предполагаемые доходы от использования арендуемого обо­рудования не окупают его первоначальной цены;
оборудование требуется на небольшой срок (например, се­зонные работы или разовое целевое использование);
оборудование требует специального технического обслужи­вания;
арендуется новое непроверенное оборудование.
Сделки оперативного лизинга чаще всего заключаются в сельском хозяйстве, строительстве, горнодобывающей промыш­ленности, транспорте.
Арендодатели обычно тесно связаны с производителем обо­рудования и имеют довольно узкую товарную специализацию. Для многих типов оборудования в мировой практике применя­ются специальные виды лизинга, в которых сочетаются в раз­личных вариантах элементы финансового и оперативного ли­зинга.
Арендодатели проводят операции оперативного лизинга че­рез дилеров, знающих специфику рынка и способных предо­ставить технические услуги. На рынках оперативного лизинга выступают не специализированные компании и производите­ли промышленного оборудования. Специализированные лизин­говые компании (материнские) обычно имеют за границей свои филиалы или дочерние компании, которые покупают у мате­ринской компании оборудование, сдаваемое в аренду.
Международный лизинг может быть прямым и косвенным, а также экспортным или импортным.
Прямой лизинг предполагает заключение арендной сделки между юридическими лицами разных стран, косвенный — меж­ду юридическими лицами одной страны, но с обязательным участием в капитале арендодателя иностранных компаний или финансовых учреждений. Косвенный лизинг распространен более широко, причем большая часть подобных операций кон­тролируется транснациональными корпорациями (ТНК).
При экспортном лизинге лизинговая компания покупает обо­рудование у национальной фирмы и сдает его в аренду за границу; при импортном — оборудование закупается у ино­странной фирмы и сдается в аренду отечественному арендатору.
Международный лизинг находит государственную поддержку во многих странах, так как согласно правилам Международно­го валютного фонда обязательства, обусловленные арендой, не включаются в объем внешней задолженности государства. Это объясняет высокую динамичность рынка лизинга.
Условия конкурентной борьбы на лизинговых рынках зна­чительно сложнее, чем на товарных, поэтому к лизинговым услугам предъявляются более жесткие требования в отноше­нии конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности определяется главным образом на основе:
сравнительного анализа эффективности лизинга и других форм финансирования инвестиций;
определения позиции арендодателя по отношению к конку­рирующим лизинговым фирмам.
Главный элемент конкурентоспособности лизинговой ком­пании — цена оказываемой услуги, которая формируется под влиянием цены оборудования, сдаваемого в аренду, и величи­ны процента, начисляемого арендодателем на сумму основно­го долга арендатора. Последний находится в жесткой зависи­мости от ставок банковского процента, налогового режима стра­ны, соотношения курсов национальных валют, наличия (или отсутствия) государственных субсидий из фондов финансиро­вания экспорта. Определенное влияние на величину процента, начисляемого на сумму основного долга арендатора, оказывает возможность коммерческой реализации оборудования после окончания срока аренды.
Очень важный элемент конкурентоспособности лизинга — его качество. Оно определяется качеством оборудования и ка­чеством собственно лизинговых услуг, в число которых входят доскональное знание бухгалтерских, финансовых и других стан­дартов стран-партнеров, наличие лизингового ноу-хау, набор и качество предоставляемых дополнительных услуг (страхова­ние, регистрация оборудования, получение экспортных лицен­зий, оформление финансовых документов и др.).
На конкурентоспособность лизинговых услуг значительное влияние оказывает характер торгово-политического режима в отношении стран-партнеров. В тех из них, где связи традиционны и стабильны, действует преференциальный режим и цены ниже, а значит, выше конкурентоспособность лизинговой ком­пании.
Развитие лизинговых услуг в СЭЗ России, с нашей точки зрения, позволит реализовать важнейшую тенденцию в их становлении и функционировании — включить предприятия зоны в сферу влияния международного финансового капитала через крупнейшие транснациональные банки (ТНБ).
Создание лизинговой индустрии в СЭЗ — необходимое ус­ловие эффективного функционирования зоны, поскольку ли­зинг позволяет активизировать экспорт сложной в техничес­ком отношении машиностроительной продукции и внедрить специфическую форму финансирования капиталовложений, альтернативную традиционному банковскому кредитованию и использованию собственных финансовых ресурсов. В резуль­тате промышленные предприятия получают возможность при­обрести необходимые товары без значительных единовремен­ных затрат, а как бы в кредит, и таким образом избежать по­терь, связанных с моральным старением средств производства и многими видами рисков.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout