<< Главная страница

Информационно-консультационные услуги (консалтинг)

Консалтинг — это совокупность услуг, связанных с обра­боткой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени. Консультационные услуги — это предоставление потре­бителям знаний в виде информации, консультаций и экспер­тиз различных видов хозяйственной деятельности.
В состав консалтинговых услуг входят также непосредствен­ное управление профессиональными менеджерами или их бри­гадами, фирмой в целом, отдельным ее подразделением, ока­зание помощи в организации деятельности хозяйственного объ­екта, формирование имиджа компании и др. В этом случае консалтинговые фирмы осуществляют полный контроль за ре­ализацией предлагаемой заказчиком программы. Это наиболее распространенный вид консалтинга в мировой торговле. Объем его продаж превышает 25% от общего экспорта консалтинго­вых услуг.
Рынок консалтинговых услуг очень динамичен. В 80-е гг. среднегодовые темпы прироста объемов экспорта составляли 15—20%, но наибольшим спросом пользуются услуги, связан­ные с организацией информационной технологии в сфере биз­неса (темп прироста 50%).
Значительно возрастает спрос на специальные консульта­ционные услуги (создание компьютеризированных систем ло­гистики, развитие снабженческого менеджмента, разработка программ подготовки руководящих кадров).
Эти тенденции необходимо учитывать при проектировании СЭЗ, особенно различных типов научно-технических зон. За­падные специалисты считают, что рынок консалтинга будет развиваться еще более динамично. По их прогнозам, в 90-х гг. объемы традиционных услуг в области управления персона­лом, маркетинга и производства возрастут примерно на 10%, информационной технологии — на 20%, стратегии и развития фирм, создания на предприятиях "желаемой социальной атмо­сферы" — в 2 раза. Главным продавцом этой продукции станет частный сектор услуг.
При создании консалтинговых фирм в СЭЗ может быть уч­тен опыт промышленно развитых стран, особенно опыт США. Именно здесь в 20-е гг. возник классический консультацион­ный бизнес в его нынешнем виде. Это практически полностью монополизированная сфера торговли, поставленная на инду­стриальную основу. Ее возглавляет крупнейшая консалтинго­вая фирма "Маккинси", имеющая филиалы практически во всех промышленно развитых странах мира (сейчас в мире функ­ционируют 35 бюро "Маккинси"). В настоящее время в США с консультантами этой фирмы сотрудничают примерно 80% всех крупных фирм страны.
Определенным своеобразием отличается рынок консульта­ционных услуг в Японии. До 70-х гг. он развивался очень мед­ленно, и лишь затем его развитие ускорилось. Самым дина­мичным периодом для него оказались 1983—1987 гг., когда объем консалтинговых услуг увеличился в 3,2 раза.
В отличие от американского консалтингового рынка япон­ский рынок децентрализован. На нем действуют консультаци­онные фирмы трех видов: филиалы, бюро крупных междуна­родных консультационных фирм, а также "мозговые тресты".
Филиалы и бюро специализируются на оказании помощи в разработке стратегии для предпринимательской верхушки. На­пример, бюро "Маккинси" в Токио и его отделение в Осаке оказывают примерно 75% консалтинговых услуг крупным ком­паниям Японии в электронной, автомобилестроительной, хи­мической, сталелитейной отраслях промышленности, а также банкам и другим финансовым учреждениям. Работа в этой фирме считается высокопрестижной. Японские консультаци­онные фирмы занимаются прежде всего персоналом и произ­водством.
"Мозговые тресты" создавались первоначально для НИОКР, а затем расширили свою деятельность за счет консультирова­ния в области технологии развития фирм. Специалисты счита­ют, что "мозговым трестам" принадлежит будущее.
В СЭЗ с высокой долей ВПК наиболее целесообразно со­здание консалтинговых фирм по типу "мозговых трестов" для более рационального использования интеллектуального потен­циала внутри зоны и увеличения объема валютных поступле­ний. Одновременно "мозговые центры" могут создавать у за­казчика научно-исследовательские лаборатории и осуществлять там своими силами исследования по заказам клиентов. Такие фирмы реализуют связь науки с производством, образуют на­укоемкий сектор сферы услуг и наряду с промышленным сек­тором высокой технологии входят в состав научно-техническо­го ядра хозяйства зоны, определяющего его научный и техни­ческих потенциал.
В Западной Европе американская "индустриальная" модель сочетается с консультациями отдельных специалистов (ученых и практиков), способных высказывать основательные сужде­ния по своим проблемам. Однако начиная с 60-х гг., с проник­новением на западноевропейский рынок американских консультационных фирм, индивидуальное консультирование все более утрачивает свои позиции.* * См.: Консультационный бизнес в Западной Европе // МЭиМО, 1989, № 3, с. 92.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout