<< Главная страница

Приемка товаров по количеству и качеству

Доставляемые в зону приемки товары принимаются по ко­личеству и по качеству.
Приемка товаров по количеству — это установление точного количества поступившего товара и его соответствия данным сопроводительных документов, предусматривающее выполне­ние следующих операций:
отбор тарных мест для вскрытия;
вскрытие тары;
подсчет количества единиц (взвешивание товаров);
сверка с сопроводительными документами.
Приемка товаров по количеству осуществляется, как прави­ло, путем сплошного подсчета единиц, меры и массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаков­ке), однако допускается и выборочная проверка количества товаров.
При проведении приемки товаров по количеству проверя­ется соответствие фактического наличия товара данным, со­держащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчет­ных документах. К ним относятся: упаковочные листы, наклад­ные и счета.
Один из основных товаросопроводительных документов — накладная, пример которой приведен на с. 203.
В накладной указываются номер и дата выписки, наимено­вание поставщика и покупателя, наименование и краткое опи­сание товара, его количество (в единицах), цена и общая сум­ма (с учетом налога на добавленную стоимость — НДС) отпус­ка товара. Накладная подписывается материально ответствен­ными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями предприятий поставщика и получателя.

Количество экземпляров, в которых выписывается наклад­ная, зависит от условий получения товара покупателем — вида предприятия-поставщика, места передачи товара и др. Напри­мер, при отпуске товара со склада поставщика накладная вы­писывается на основании договора, заключенного между по­ставщиком и покупателем, требования на отпуск товара с ука­занием наименования, артикулов и количества необходимого товара и при предъявлении материально ответственным лицом — представителем торгового предприятия-покупателя довереннос­ти на приобретение товара. В этом случае накладная оформля­ется в 4 экземплярах: 1 -и и 2-й экземпляры остаются у грузо­отправителя (1-й экземпляр — в бухгалтерии предприятия, 2-й — у материально ответственного лица, который осуществляет от­пуск товара на складе), а 3-й и 4-й экземпляры поступают вместе с товаром к грузополучателю. Один экземпляр представляется в бухгалтерию торгового предприятия-покупателя, а другой остается улица, отвечающего за хранение товара, и учитывает­ся коммерческой службой или товарным отделом.
При поступлении товаров с оптовых баз может оформлять­ся накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 (пример ее заполнения приведен на с. 205).
Накладные на перевозку товаров в торговле имеют неболь­шие различия в зависимости от вида используемого транспор­та. Специализированные формы товарных накладных № 1-Т, № 2-Т, № 3-Т, № 4-Т, которые применяются организациями и предприятиями отрасли торговли в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной единого образца, были ут­верждены еще в 80-е гг. и с тех пор не пересматривались.
Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является приходным документом при поступлении товаров на розничное торговое предприятие. Документом, сопровож­дающим поступление на торговое предприятие крупной пар­тии товара автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (торговля), образец которой приведен на с. 206—208).
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.
Товарный раздел заполняется поставщиком товара и содер­жит сведения:
о поставщике и плательщике (наименования, адреса и бан­ковские реквизиты);
о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нет­то), цена, сумма, вид упаковки).
Здесь же указываются суммы НДС, а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, от­пустивших товар.
Транспортный раздел ("Сведения о грузе") заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:
дата;
номер автомобиля и путевого листа;
наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, гру­зоотправителя и грузополучателя;
пункты погрузки и разгрузки (при необходимости);
сведения о грузе (артикул, наименование и краткое описа­ние товара; единицы измерения; количество единиц; цена за




единицу; сумма на которую поставляется товар (с учетом НДС и спецналога).
Кроме того, указываются документы, следующие с грузом, вид упаковки, количество мест.
При поступлении товара железнодорожным транспортом сопроводительным документом является железнодорожная на­кладная, содержащая следующие реквизиты:
номер и дата оформления накладной;
полное наименование, адрес, банковские реквизиты постав­щика, плательщика; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
основание отпуска товара (номер, дата договора, наряда, за­каза).
Товарный раздел заполняется грузоотправителем, который указывает наименование товара, артикул, количество, цену, сумму, сумму оптовой надбавки, общую сумму к оплате (с вы­делением суммы НДС).
К железнодорожной накладной могут быть приложены спе­цификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в накладной. Транспортный раздел заполняется при перевозке и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.
Железнодорожная накладная является приходным докумен­том и передается представителю розничного торгового пред­приятия на основании доверенности на получение груза (това­ра).
Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена (при аналогичном порядке оформле­ния и получения) накладная на перевозку груза в универсаль­ном контейнере (см. с. 210).


Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, приведенный на с. 212. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара одновременно с накладной (но­мер и дата оформления которой обязательно указываются в счете), а в случае предоплаты — до отпуска товара и также является основанием для оплаты товара.
Один из необходимых документов — доверенность, которая используется при получении товара вне склада покупателя (на складе поставщика, железнодорожной станции, пристани, в аэропорту) и подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.
Доверенность оформляется по типовой форме № М-2 (см. с. 215) или М-2а. Существуют небольшие отличия в учете до­веренностей как бланков строгой отчетности: форма № М-2 учитывается по корешку доверенности, который хранится в бух­галтерии с отметкой о получении и использовании доверен­ности, а учет доверенностей по форме № М-2а (в этой форме корешок отсутствует) ведется в "Книге доверенностей" или журнале регистрации.
Доверенность содержит следующие реквизиты:
номер и дата выдачи;
срок действия (срок определяется возможностями получе­ния и вывоза товара);
наименования и адреса плательщика и потребителя (полу­чателя доверенности), а также банковские реквизиты плательщика; кроме того, указывается наименование поставщика: долж­ность, фамилия, имя, отчество, сведения о паспорте материально ответственного лица, на имя которого выдается доверенность;
номер и дата документа, являющегося основанием для от­пуска товаров.
Приводятся также наименование и краткое описание това­ров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества (прописью).
Подпись получателя в доверенности должна быть удостове­рена руководителем торгового предприятия и главным бухгал­тером и заверена круглой печатью предприятия.
После получения товара в бухгалтерию предприятия пред­ставляются документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге (журнале) учета доверенностей проставля­ются номер и дата сопроводительных документов.



Приемка товаров по качеству — это определение достоин­ства товаров (т.е. их качества), комплектности (т.е. наличия всех предметов, входящих в данный комплект) и маркировки.
Приемка товаров по качеству предусматривает выполнение следующих операций:
перемещение товаров к рабочему месту товароведов-бракеров;
вскрытие тары;
непосредственная проверка качества и его соответствия ус­ловиям договора.
Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмот­рены договорами поставки, ГОСТами или техническими усло­виями. Во всех остальных случаях приемка по качеству осу­ществляется в следующие сроки: на скоропортящиеся товары — не позже 24 часов с момента поступления; по остальным това­рам — не позднее 10 дней при одногородних и не позднее 20 дней при иногородних поставках.
Обычно проводится сплошная проверка качества и комплект­ности товаров. Однако допускается и выборочная проверка, если это предусмотрено условиями договора.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, комплектности, маркировке товаров, установленных в договоре и указанных в сопроводительных документах, приемка товаров приостанавливается. Затем со­ставляется акт, который является юридическим основанием для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводи­тельных документах делается отметка об актировании.
Акт составляется в 5 экземплярах и только на те товары, по которым установлены расхождения.
При приемке товара руководству торговых предприятий необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар или его заверенной копии, подтверждающи­ми качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителя.
При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров на складе ведется по данным маркировки и внутритарным упаковочным листам, а при их отсутствии — по фактическому наличию товара.
Во всех случаях приемку товаров осуществляют материаль­но ответственные лица, на которых возлагается материальная ответственность за поступившие ценности.
После завершения приемки товаров каждому из них отво­дится определенное место на складе. При выборе места хране­ния товара учитываются количество и частота поступления то­варов.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout